 Палитра роз и связанные с ней трактования уже сами по себе могут считаться подвидом изобразительного искусства, искусства изящно изображать свои мысли и ощущения. Вашему вниманию предлагается розовая палитра, значения которой складывались веками. Красная роза – хрестоматийное значение: любовь. Кроме этого, у греков она означала тишину и являлась хтоническим символом. Красная роза была символом алхимии, да и всяких других таинств. Красная роза ассоциируется с совершенством, радостью и материнской любовью. Особенный оттенок красного – пурпурный. Пурпурная роза была связана с христианской символической культурой, она олицетворяла одновременно и Божественную любовь и муки Христа, его кровь. Другой цвет, близкий к красному – розовый сохранил свое значение до сих пор. В Древней Греции розовая роза была цветком Авроры – богини утренней зари, и, соответственно, символом юности и свежести. Желтые и золотистые розы ассоциировались с золотом, солнечным светом и мудростью. Однако трактовать желтую розу, преподнесенную женщине, можно было двояко: с одной стороны как восхищение ее красотой, а с другой – как прямое обвинение в неверности. Белая роза – символ чистоты, а в исламе – знак божественной мудрости и любви. Голубая роза – понятие переносное. Как известно, роза не бывает голубого цвета, поэтому таким словосочетанием обычно называют нечто несбыточное. Чтобы подчеркнуть свою особую позицию именем голубой розы назывались различные богемные кружки и союзы. Например, московское объединение художников «Голубая роза» были одновременно декораторами, театралами и большими любителями всякого рода мистификаций. В своих работах они сочетали натурализм и модерн. Роза в кинематографе также является неоднородным символом. Она олицетворяет собой любовь, но также, по заимствованию из европейских сказок является знаком мистики, тайны, волшебства («Пещера золотой розы»). Чаще всего розу можно встретить в фильмах о Средневековье и в жанре фэнтези. Здесь она помогает создать атмосферу романтики, дух приключений и восхищение красотой. Роза в отечественной мультипликации практически не встречается, а вот японцы, у которых королевой цветов считается, в общем-то, хризантема, сделали из нее целый культ, в частности, в фильмах-аниме. В современной живописи поражает обилие натюрмортов с розами как у заслуженных мэтров, так и у начинающих мастеров: Коровин, Полозина, Прохоров, Панов, Крылов. Французский художник Пьер-Жозеф Редутэ посвятил розам целую серию, которая так и называлась «60 роз». Этот художник был известен тем, что ничего, кроме цветов на своих картинах не изображал. Его роза – шедевр натурализма, на картинах виден каждый лепесток, каждая черта рисунка. Розы встречаются как предмет классического натюрморта, у таких художников как Врубель: «Роза в стакане», картон, акварель; «Розы и лилии», холст масло, а в Швеции вообще сложилась языковая традиция любой вид росписи называть rosemalning, что в дословном переводе означает рисование роз. |